Добро пожаловать
- Новости
- Акт готовности дошкольного образовательного учреждения к учебному году
- План подготовки к отопительному периоду 2025-2026 гг.
- Наши достижения
- Здоровьесбережение
- Паспорт дорожной безопасности, профилактика ДДТТ
- Безопасность
- Профилактика правонарушений
- Предупреждение коррупции
- Наши группы
- Мероприятия
- Независимая оценка качества образовательной деятельности учреждения (опрос)
- Питание
- Публичный доклад
- Детская страничка
- Аннотированный каталог интернет-ресурсов
- Развивающая предметно пространственная среда Детского сада
- Специальная оценка условий труда
- Конкурсы
- Информационная безопасность
- Электронные услуги
- Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
- Наставничество
- Архив
- Полезные ссылки
- Карта сайта
Для Вас, родители!
- Положение о Совете родителей
- Советы и рекомендации
- Порядок комплектования в ДОУ
- Прием воспитанников на обучение (ПРИКАЗЫ)
- Родительская плата
- Благотворительность
- Для родителей будущих выпускников
- Центр психолого-медико-социального сопровождения и оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям от 3 до 18 лет
- Советы и рекомендации для родителей детей с ОВЗ
Как сообщить в Роскомнадзор
о наличии в сети «Интернет»
информации противоправного
характера?
ИНСТРУКЦИЯ
Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области


Что такое тяжелое нарушение речи
Особой категорией детей, у которых диагностируются отклонения в развитии (ОВЗ) являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). У маленьких пациентов обычно не наблюдаются нарушения интеллекта, проблемы со слухом, но отмечаются серьезные дефекты речи, что в свою очередь оказывает влияние и на психическое становление.
Понятие тяжелые нарушения речи
Диагноз «ТНР» относится к детям:
- с ограниченным и слабым словарным запасом;
- с неполноценностью грамматической, лексической и звуковой сторон речи;
- с ограниченностью мышления и воображения;
- с отсутствием навыка общения;
- с трудностями в письме и чтении.
Распространенными видами тяжелых нарушений речи являются: алалия, дислалия, дизартрия, логоневроз.
Характеристика тяжелых нарушений речи
Подробная характеристика ТНР:
- Алалия, сложная дислалия — это сложные системные нарушения речи, предпосылки к возникновению которых возможно диагностировать у новорожденных детей. Доказано, что причинами алалии и сложной дислалии у детей являются локальные поражения коры головного мозга. Современный уровень развития технических средств (ультразвуковая диагностика, энцефалография, томография и т.д.) позволяет определить их у новорожденных.
По результатам исследований в области нейропсихологии можно предположить, в соответствии с местом локализации поражения в коре головного мозга, возможные системные задержки в развитии психической сферы в целом, и речи (в зависимости от локализации поражения в коре головного мозга и структура дефекта будет разной).
Однако у детей раннего перед дошкольного и даже дошкольного возраста невозможно точно определить динамику восстановления нарушений, а поэтому принято до трех лет указывать, что развитие речи задержано, но не нарушено.
- Дизартрия – сопровождается нарушением произношения по причине недостаточности иннервации речевого аппарата (РА).
- Логоневроз – сопровождается нарушениями темпа и ритма речи по причине судорожного состояния РА.
Логопеды условно разделяют общее нарушение развитие речи на 3 уровня. Дети, у которых отмечают признаки ТНР, относятся к первому уровню, и им присущи:
- активное использование вместо речи мимики и жестов;
- в словарном запасе только звуковые комплексы, и часто произносимые в обиходе слова с нечетким произношением.
ТНР у школьников
Логопедия младшего школьного возраста кроме нарушений устной речи рассматривает недостатки письма и чтения.
У детей дошкольного возраста можно отследить лишь предпосылки для возникновения пороков развития письменной речи. Целесообразно рассмотреть эти нарушения как вторичный дефект, который возникает в результате нарушения комплекса базовых для усвоения чтения и письма психических процессов и функций познавательной деятельности.
ТНР у дошкольников
В дошкольный период развития ребенка можно диагностировать ряд нарушений устной речи проявляющиеся в виде простого или сложного дефекта (ранее комбинированный дефект).
Сложный дефект, как указывает «Дефектологический словарь» – это сочетание двух и более дефектов развития, которые обусловливают качественно своеобразную структуру психической сферы. Сложный (комбинированный) дефект возникает при наличии нескольких мест локализации поражения, при этом глубина проявления дефекта может быть разной: незначительной, значительной, глубокой и тому подобное.
Детям в дошкольном возрасте для разносторонней характеристики выявленного нарушения целесообразно ставить два диагноза, которые укажут на причины и последствия возникновения нарушения речи.
Правильная постановка диагноза позволяет:
- планировать и проводить учебно-коррекционную работу с ребенком индивидуально (с учетом причин) и фронтально (с учетом комплекса последствий);
- четко организовать социально-психологическое сопровождение в условиях того заведения, которое он посещает.
Диагностики при тяжелых нарушениях речи
Основной аспект психологической диагностики – определение возможности ребенком усваивать грамматические нормы родного языка (воспринимать, анализировать, правильно произносить, строить предложения, участвовать в диалогах и прочее).
Процедура диагностики ТНР включает в себя применение таких методов, как:
- тестирование динамики развития психики ребенка;
- электроэнцефалографическое исследование.
Успешность диагностики в первую очередь будет зависеть от комплексного и динамического подхода. До 6-ти лет процесс диагностики проводится в игровой форме в период проведения коррекционных логопедических занятий.
Тяжелые нарушения речи и умственная отсталость: отличия ТНР и УО: сравнительная таблица
ТНР | УО |
Речевые проблемы без наличия интеллектуальных и слуховых нарушений | Проблемы с интеллектуальным развитием, сопровождающиеся проблемами с речью, поведением и прочими направлениями развития |
Трудности возникают с заданиями, которые требуют речевого контакта, ребенок понимает, о чем идет речь, но не может сформулировать и произнести ответ | Нарушение словесно-логического мышления |
Диагностика у логопеда-дефектолога | Сложные этапы диагностики с привлечением невропатолога и психолога |
Причины ТНР
Некоторые причины расстройств общения включают:
- потерю слуха;
- неврологические расстройства;
- травмы головного мозга и голосовых связок;
- аутизм, умственную отсталость;
- злоупотребление лекарствами;
- физические нарушения, такие как заячья губа или волчья пасть;
- эмоциональные или психические расстройства, расстройства развития.